Наследие СХК: два хранилища жидких РАО законсервируют до 2020 года
Участники технического тура.
Эксперты портала фцп–ярб2030.рф, представители власти, общественности и СМИ Томской области посмотрели, как идут работы по засыпке технологических бассейнов Б-1 и Б-25 – открытых хранилищ жидких радиоактивных отходов
Сибирский химический комбинат (СХК) на протяжении многих лет является одним из крупнейших предприятий в мире по получению для оборонных целей и атомной энергетики обогащенного урана-235 и плутония-239, изготовлению компонентов ядерных зарядов, разборки и переработки компонентов зарядов, снятых с вооружения, в топливо для АЭС, регенерации отработанного на АЭС топлива, а также выработки для народного хозяйства электрической и тепловой энергии.
В конце прошлого века началось техническое перевооружение комбината и СХК начал заниматься работами, связанными с переработкой и обогащением урана для внешнего рынка. В 2008 году с остановкой последних ядерных реакторов закончилась «оборонная» история СХК – полностью прекращено производство делящихся материалов «оружейного» назначения. Это повлекло необходимость вывода из эксплуатации как производственных мощностей и корпусов, так и принятия окончательного решения по накопленным радиоактивным отходам. Несмотря на то, что комбинат более двух десятилетий реализует мероприятия по ликвидации объектов ядерного наследия, консервация первого открытого хранилища жидких радиоактивных отходов – технологического бассейна Б-2 – завершилась лишь в 2012 году. Это стало возможным благодаря федеральной целевой программе «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на период с 2008 по 2015 годы» (ФЦП ЯРБ-1). Сегодня, благодаря уже ФЦП ЯРБ-2, комбинат ведет работы по консервации еще двух бассейнов – Б-1 и Б-25.
Территория бассейна Б-1, октябрь 2018 года
25 октября по инициативе Портала фцп–ярб2030.рф был организован технический тур на площадку Радиохимического завода (РХЗ), где размещены открытые хранилища жидких РАО. Цель технического тура в том, чтобы представители общественности Томской области и эксперты Портала могли лично познакомиться с тем, как предприятие реализует мероприятия, запланированные в рамках ФЦП ЯРБ-2. В техническом туре приняли участие эксперты портала фцп-ярб2030.рф – директор ФГУП «Южно-Уральский институт биофизики» Сергей Романов и и.о. декана химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, д.х.н., профессор Степан Калмыков, также площадку посетили представители Администрации и Думы ЗАТО Северск, Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, Облкомприроды и СМИ.
Экскурсию на площадку РХЗ, где в рамках ФЦП ЯРБ-2 ведутся работы по консервации открытых хранилищ среднеактивных ЖРО, провел директор РХЗ Евгений Питиримов. Он рассказал, что в результате деятельности комбината на территории 13-й площадки завода образовалось 7 открытых хранилищ жидких РАО – бассейны Б-1, Б-2, Б-25, два пульпохранилища и два водохранилища. Ликвидация объектов ядерного наследия на СХК началась с консервации первого открытого хранилища жидких радиоактивных отходов – технологического бассейна Б-2, работы по которому продолжались 20 лет и сегодня Б-2 выглядит как зеленая лужайка с многочисленными газоотводными трубами и сложной дренажной системой. В присутствии участников тура дозиметристы СХК измерили мощность радиационного фона на территории Б-2 и пояснили, что полученные показания соответствуют среднему фону по Томской области.
Территория бассейна Б-2, октябрь 2018 года
– С 2011 года на СХК ведутся работы по консервации бассейна Б-1, а с 2016 года приступили к реализации проекта по консервации бассейна Б-2. Объем бассейна Б-1 – 150 000 м³, Б-2 –130 000 м³. Поскольку технология консервации уже отработана, на консервацию Б-1 отведено не 20, а только 8 лет и завершение работ запланировано на 2019 год. Самый маленький бассейн Б-25 сейчас находится на этапе создания инфраструктуры и откачки декантата, до 2020 года завершим консервацию, – рассказал Питиримов.
Техника, защищенная свинцовыми вставками для безопасной работы на территории бассейнов
Как пояснил директор РХЗ, разработанная и примененная предприятием технология уникальна и не имеет мировых аналогов. Применение найденного инженерного решения является самым приемлемым как с точки зрения ядерной, экологической безопасности, так и экономической целесообразности. Работы по консервации идут в четыре этапа. В ходе первого, подготовительного, создается вспомогательная инфраструктура (карьеры, дороги, боксы-стоянки, перегрузочные площадки, трансформаторные подстанции, санпропускник, автомойки, станции перекачки декантата бассейна). На территории разграничено «грязное плечо» и «чистое», по которому передвигается незащищенная техника. С карьеров она возит песок и грунт на перегрузочную площадку. Там экскаватор сгружает все на «грязную» технику, которая завозит материал непосредственно к бассейну. Такая техника дополнительно защищена свинцовыми вставками, чтобы не допустить воздействия радиации на водителей.
Техника, защищенная свинцовыми вставками для безопасной работы на территории бассейнов
Участникам технического тура показали непосредственно работы по консервации бассейна Б-1, где уже уложен глиняный экран, используемую для проведения работ спецтехнику, а также участники убедились в обеспечении надежной физической защиты объекта. После экскурсия переместилась к бассейну Б-25, где предприятие в этом году приступило к откачке декантата. На момент проведения технического тура была скачана половина объема, сейчас на объекте уже приступили к засыпке.
На территории бассейна Б-1 засыпают слой песка поверх глиняного экрана.
Основной этап работ предусматривает перекрытие пульпы на акватории бассейна, создание дренажной системы и разборку обваловки бассейна. Как отметил Евгений Питиримов, здесь есть важный нюанс – работы можно вести только в холодное время года. – Основа бассейнов – это глиняный экран, пригрузочный слой и пульпа – осадок от сбросов, где сосредоточена вся радиоактивность. Засыпать бассейн с краю нельзя, это может привести к выдавливанию пульпы. Мы действуем следующим образом: в холодное время года, чтобы не допустить высыхания и разноса почвы, скачиваем бОльшую часть декантата, оставляем небольшой слой, после того, как он замерзает, уже на лед насыпается и разравнивается слой песка. Весной в процессе таяния льда песок равномерно «садится» на всю акваторию. Дальше насыпается слой щебня, потом снова песок и слой глины, который соединяется с нижним слоем глины и, таким образом, создаёт герметичный глиняный замок. Это полностью исключает вынос из бассейна радиоактивных веществ. После глины идет еще один защитный слой песка больше метра толщиной и сверху уже растительный слой. Это третий, завершающий этап, который также предполагает установку оборудования для мониторинга и наблюдения за бассейном. Все показания, в том числе температура в теле бассейна, выводятся оператору и отслеживаются в круглосуточном режиме, – рассказал Питиримов.
– Я на этих площадках впервые, масштабы выполненных и предстоящих работ впечатляют. Мы знали, что работы по консервации ведутся, сегодня получили возможность лично посмотреть, как именно это происходит. Это важно для нас и для населения. Думаю, нужно давать людям больше такой наглядной информации, показывать, как именно люди работают, тогда радиационных фобий будет меньше, – поделилась депутат Думы ЗАТО Северск Надежда Зубкова.
Депутат Думы ЗАТО Северск Надежда Зубкова на площадке бассейна Б-2
Специалист по радиационной безопасности персонала и населения, представитель России в международной комиссии по радиологической защите Сергей Романов оценил выполнение работ и отметил, что все меры безопасности в ходе работ соблюдаются.
– Уже на этом этапе результат очевиден, мы видели показатели радиационного фона законсервированного по данной технологии объекта. В решение проблем ядерного наследия сейчас вкладываются огромные силы и средства. Одно из направлений ФЦП ЯРБ-2 как раз на то, чтобы радиоактивные источники не существовали в таком открытом виде, а были приведены в безопасное состояние. Этим вопросам сейчас уделяется серьезное внимание и на самом высоком уровне. Недавно президент РФ Владимир Путин утвердил новую редакцию Основ государственной политики Российской Федерации в области обеспечения ЯРБ, которая содержит конкретные показатели эффективности, одним из которых как раз и является количество и активность особых РАО, размещенных в пунктах консервации особых РАО, – отметил Романов.
– Мне особенно интересно было здесь побывать. Мы долго работали с комбинатом по объектам подземной закачки и выводу из эксплуатации водоемов. Анализировали по 200-300 проб в год по динамике миграции, по оценке безопасности. Это говорит о том, что СХК очень серьезно относится к обеспечению радиационной безопасности и мониторингу опасных объектов, – отметил и.о. декана химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Степан Калмыков.
В перспективе ближайших двадцати лет предприятию предстоит вывести из эксплуатации еще четыре открытых хранилища жидких РАО и два завода. Подробнее об этих планах рассказал технический директор комбината Сергей Котов.
– Вывод из эксплуатации и работа с ядерным наследием – это сегодня одно из основных направлений работы комбината. Направление крайне важное с точки зрения экологической составляющей и социальной стабильности, развития научно-технического потенциала и создания новых рабочих мест. Наследие у нас масштабное, два основных блока – работа с водными объектами и гидротехническими сооружениями, и работа с ядерными объектами – заводы, цеха, производственные площадки. Ежегодное финансирование из разных источников – на содержание, перевод в радиационно безопасное состояние, частично выводу из эксплуатации объектов – в сумме составляет около 3 млрд рублей в год.
По словам Котова, по РХЗ уже начинается разработка технического задания на вывод из эксплуатации, второй завод переводят в радиационно безопасное состояние. Завершение работ – 2035 год. Кроме того, только начинается работа по оценке инфраструктурного наследия, это сотни километров коммуникаций между заводами (водо- и паропроводы, вентиляционные шахты, канализация). На вывод пульпохранилищ в 2020 году планируется разрабатывать техническую документацию, а завершатся работы после 2030 года, сроки по двум водохранилищам еще более поздние – не ранее 2040 года.
Обсуждение итогов техтура, слева направо Сергей Романов, Степан Калмыков, технический директор АО «СХК» Сергей Котов, главный специалист по ядерной безопасности отдела ядерной безопасности АО «СХК» Ольга Вла.В завершение мероприятия участники поблагодарили организаторов и выразили надежду, что технические туры на предприятие станут регулярными.
– Мы все жители Томска и области, живем в окрестностях комбината и, естественно, все, что является «закрытым» всегда порождает опасения. Политика открытости СХК и Росатома в последние годы помогает нам снимать напряженность и вести просветительскую работу среди населения, – сказала заместитель председателя комитета государственного экологического надзора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области Татьяна Мочалова. Начальник отдела охраны окружающей среды и природных ресурсов Администрации ЗАТО Северск Любовь Моисеева добавила, что на подобные технические туры стоит приглашать учителей, тогда и у молодого поколения сформируется совсем другое отношение к предприятиям отрасли.